В последнее время часто слышу от своих клиентов: у меня совсем нет времени для того, чтобы позаботится о себе, так как в институте перегруз, ухожу в 9 утра прихожу в 10 вечера. И как правило все хотят закрыть сессию на отлично. Спрашиваю: почему вы хотите быть именно отличницей? Чаще всего ответ: «Тогда мною будут гордиться родители» и еще «Это придаст мне уверенности в себе

Может и хорошо, что желание учиться на отлично присутствует у человека, вот только мотивация не подходящая. Ведь получается, что если оценка не «5», то родители перестают любить своих детей? Или если оценка «4», то самооценка у человека падает? То есть такой простой факт – отсутствие пятерки может привести к депрессивному состоянию.

Я должна быть лучшей

Одна моя клиентка все время так старалась заслужить любовь мамы, что закончила школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, защитила докторскую диссертацию. И это все было бы хорошо, если бы при этом не страдала ее собственная самооценка, ее дети, ее отношения с друзьями и еще несколько ее жизненных сфер. Ведь желание «быть лучшей» отнимает много сил и энергии. И на другие ценности просто не хватает ни времени, ни возможности.

Колесо баланса

Предлагаю своим клиентам упражнение «Колесо баланса». Сначала рисуем идеальное колесо баланса, а затем реальное из жизни клиента.

Каждый сегмент означает жизненные сферы клиента: отношения с родителями, отношения с противоположным полом, учеба, работа, саморазвитие, хобби, путешествия, здоровье, спорт, и многое другое. Затем смотрим, как распределены ресурсы в этих сферах и видим какие из них провалены вообще. Размышляем правильно ли расставлены приоритеты? Ведь если страдает здоровье или отношения с любимыми, то нужна ли эта пятерка?

После того как приходит понимание, где нужно добавить, а где наоборот уменьшить рвение, начинаем работать над отношением к себе. Над самооценкой. Ведь именно с этим есть проблема, а не с полученной пятеркой.