Любовь родителей

Ребенок рождается и первые годы жизни проводит в своей семье, как в своего рода инкубаторе. Мир семьи становится для него моделью реального большого мира, и большую часть опыта он получает именно в этом микромире. 

У детей есть миллионы вопросов, на которые предстоит найти ответы, чтобы стать тем, кем они в итоге станут. А находят они эти ответы внутри того семейного поля, в котором родились.

Дети смотрят, например, на маму и папу, видят их ссоры на фоне нехватки денег, слышат их взаимные претензии, впитывают висящее между ними эмоциональное напряжение – мамину молчаливую обиду и папину подавленную злость и вину, – и со временем усваивают:

Отношения между мужчиной и женщиной – ЭТО ВОТ ТАК!

Далеко не всегда убеждения, которые ребенок впитывает из семейной среды, озвучиваются взрослыми. Скорее, они присутствуют в семейном поле, транслируются нам невербально и редко когда озвучиваются, или даже осознаются самими взрослыми.

Уже став взрослыми они копируют поведение взрослых из своего детства (преимущественно мамы и папы или тех, кто их замещал) – их убеждения, эмоциональные состояния, стратегии поведения.

Дети бунтуют. Они смотрят на какие-то проявления значимых взрослых, и они их пугают или расстраивают. Тогда ребенок может для себя решить – только не так, я никогда не буду таким. 

Бунт – это такой же мощный механизм наследования, как и копирование. Так как делая что-то от противного, ребенок остается привязанным к изначальному поведению.

Это то же самое копирование, только со знаком минус.

Второй механизм формирования жизненных установок связан с личным детским опытом, когда ребенок оказывается в эмоционально травмирующих для него ситуациях и в них принимает какие-то решения относительно себя, других людей, жизни в целом.
 
Обычно, когда ребенок слышит слово «травма», ему кажется, что в этом опыте должно быть заключено что-то ужасное – то, что травмировало бы в будущем его взрослого. 

Однако напомним, что при формировании жизненных установок речь идет о самом раннем возрасте нашей жизни и, следовательно, о сознании ребенка.

Иногда травмирующий опыт действительно является серьезным с точки зрения взрослого. Но часто то, что изнутри детского сознания проживалось им как серьезная травма, с точки зрения его взрослого сознания оказывается пустяком.

Однако чтобы защитить детей от подобных страданий в будущем, их психика обобщает это единичное решение на все похожие ситуации и у них формируется устойчивое отношение к тем или иным аспектам жизни.
Психолог-консультант Светлана Вакуленко

Автор

Светлана Вакуленко
Светлана Вакуленко
После обучения в институте по специальности психолог я продолжила обучение по направлению Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и обучение Системной семейной терапии, телесно-ориентированной терапии. Прошла обучение и в других направлениях психологии, такие как Метафорические ассоциативные карты, работа с психосоматикой и много других интересных мне направлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Светлана Вакуленко - семейный психолог, КПТ-терапевт
Для нас важно создать безопасные условия и доверительные отношения с клиентом. Мы сможем помочь, когда Вы столкнулись со сложной ситуацией и самостоятельно решить  проблему не можете