Ребенок рождается и первые годы жизни проводит в своей семье, как в своего рода инкубаторе. Мир семьи становится для него моделью реального большого мира, и большую часть опыта он получает именно в этом микромире.
У детей есть миллионы вопросов, на которые предстоит найти ответы, чтобы стать тем, кем они в итоге станут. А находят они эти ответы внутри того семейного поля, в котором родились.
Дети смотрят, например, на маму и папу, видят их ссоры на фоне нехватки денег, слышат их взаимные претензии, впитывают висящее между ними эмоциональное напряжение – мамину молчаливую обиду и папину подавленную злость и вину, – и со временем усваивают:
Отношения между мужчиной и женщиной – ЭТО ВОТ ТАК!
Далеко не всегда убеждения, которые ребенок впитывает из семейной среды, озвучиваются взрослыми. Скорее, они присутствуют в семейном поле, транслируются нам невербально и редко когда озвучиваются, или даже осознаются самими взрослыми.
Уже став взрослыми они копируют поведение взрослых из своего детства (преимущественно мамы и папы или тех, кто их замещал) – их убеждения, эмоциональные состояния, стратегии поведения.
Дети бунтуют. Они смотрят на какие-то проявления значимых взрослых, и они их пугают или расстраивают. Тогда ребенок может для себя решить – только не так, я никогда не буду таким.
Бунт – это такой же мощный механизм наследования, как и копирование. Так как делая что-то от противного, ребенок остается привязанным к изначальному поведению.
Это то же самое копирование, только со знаком минус.
Второй механизм формирования жизненных установок связан с личным детским опытом, когда ребенок оказывается в эмоционально травмирующих для него ситуациях и в них принимает какие-то решения относительно себя, других людей, жизни в целом.
Обычно, когда ребенок слышит слово «травма», ему кажется, что в этом опыте должно быть заключено что-то ужасное – то, что травмировало бы в будущем его взрослого.
Однако напомним, что при формировании жизненных установок речь идет о самом раннем возрасте нашей жизни и, следовательно, о сознании ребенка.
Иногда травмирующий опыт действительно является серьезным с точки зрения взрослого. Но часто то, что изнутри детского сознания проживалось им как серьезная травма, с точки зрения его взрослого сознания оказывается пустяком.
Однако чтобы защитить детей от подобных страданий в будущем, их психика обобщает это единичное решение на все похожие ситуации и у них формируется устойчивое отношение к тем или иным аспектам жизни.
Психолог-консультант Светлана Вакуленко