Простые правила общения с ребенком

Поведение родителей непроизвольно копируется ребенком и уже воспроизводится им во взрослой жизни.
 Вчера моя подруга помогала своей дочери изготавливать поделку к школе. Я понаблюдала со стороны и мне очень понравилось их общение. Поэтому я решила на их примере составить несколько правил общения с ребенком.


1. Они часто обнимаются. А вы знали, что для того, чтобы просто выжить, ребенку нужно четыре обнимашки в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми!

2. Мама, когда разговаривает с дочкой, дает ей понять, что понимает ее чувства. (Одноклассник Ариши часто оскорбляет ее и говорит неприятные вещи. Мама: Я понимаю — тебе неприятно и обидно)

3. При разговоре мама обязательно поворачивается к девочке лицом .

4. Мама держит паузу в беседе. Во время таких пауз Ариша осознает услышанное. (Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то нужно продолжать молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа).

5. Дочка попросила маму помочь ей с поделкой. Мама распределила ответственность: попросила дочку организовать рабочую зону, сама же стала делать то, что ребенок еще не умеет — организовывать композицию, при этом девочка лепила мелкие детали.

6. Мама выражает благодарность за помощь и отдает ответственность за следующий поступок: «Ариша, спасибо, что помогла мне вскрыть все упаковки с пластилином. Теперь давай попробуем подобрать нужные цвета». 

7. Мама выражала свое недовольство отдельными поступками дочери, после похвалы (вместе они лепили ежика): «Как здорово у тебя получился ежик, только глазки вышли разного размера, попробуй их сделать одинаковыми»

8. Мама не говорит дочери: «Какая ты у меня неумеха! Она говорит: «Ты немного не равномерно налепила на ежика шишки». То есть, она комментирует действие, а не оценивает ребенка целиком.»

9. После того, как поделка готова, Аришка сбегает из-за стола. Мама возвращает ее обратно, просьбой помочь ей убрать мусор и навести порядок.

10. Утром, когда девочка никак не может проснуться, мама предлагает ей спеть песенку, которая помогает стать бодрее. (Тембр голоса заставляет проснуться и меня, и всех соседей)))

Вот так простые правила помогают достичь понимания с ребенком. Конечно, есть еще много нюансов.


Например, когда мы видим как ребенок делает что-то не так. Мы инстинктивно его поправляем, тем самым, часто непроизвольно обижаем его. Лучше указать ребенку на его ошибку не в процессе, а после сделанного, сначала похвалив результат, а затем мягко подкорректировать его ошибки.


Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.


Когда ребенок не хочет что-то делать самостоятельно, нужно немного помочь ему. Всегда привожу в пример, как мы учим ребенка кататься на велосипеде. Сначала придерживаем за седло и руль, потом только за седло, а потом некоторое время бежим рядом, поддерживая морально свое чадо. Так вот у каждого ребенка время вашего бега рядом — разное, проявите терпение и вскоре он научится самостоятельности.


Если вы в правильном контакте с ребенком, то исчезают негативные переживание ребенка. Тогда разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое. Ребенок начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. Родители чувствуют, что становятся более терпимыми, легче принимают «отрицательные» чувства ребенка.


Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!

А вы соблюдаете эти правила?

Автор

Светлана Вакуленко
Светлана Вакуленко
После обучения в институте по специальности психолог я продолжила обучение по направлению Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и обучение Системной семейной терапии, телесно-ориентированной терапии. Прошла обучение и в других направлениях психологии, такие как Метафорические ассоциативные карты, работа с психосоматикой и много других интересных мне направлений.
Светлана Вакуленко - семейный психолог, КПТ-терапевт
Для нас важно создать безопасные условия и доверительные отношения с клиентом. Мы сможем помочь, когда Вы столкнулись со сложной ситуацией и самостоятельно решить  проблему не можете