То, каким вырастет ребёнок, во многом зависит от обстановки в семье. Личность ребёнка формируется как отношением родителей к нему, так и их взаимоотношениями между собой. Но определяющим является именно стиль семейного воспитания: способы взаимодействия с ребёнком, приёмы и методы воздействия на него, манера общения, формы поощрения и наказания.

Проблемы ребёнка — это отражение погрешностей в его воспитании.

Хотите узнать, какой стиль воспитания преобладает в вашей семье? Посмотрите на рисунки и выберите один из домов, который привлекает.

Дом № 1. Демократический стиль воспитания

Родители относятся к ребёнку с уважением, считаются с его мнением, учитывают его потребности и желания. Ребёнок на равных участвует в обсуждении семейных планов и проблем. Ему доверяют, предоставляя возможность быть самостоятельным. Родители поддерживают любую разумную инициативу и стремления ребёнка, но учат его отвечать за собственные поступки, проявляя твёрдость и последовательность. В таких условиях ребёнок растёт уверенным в собственных силах, устойчивым к трудностям, способным находить верные решения в сложных ситуациях. Он не боится поделиться с родителями своими проблемами, советуется с ними, ощущает их поддержку. Взрослея, такой ребёнок обычно сохраняет тёплые дружеские отношения с родителями.

Дом № 2. Отчуждённый стиль воспитания

Ребёнок родителям не интересен, практически безразличен. По сути, семьи как целостной системы не существуют. Родители дистанцируются от ребёнка, не интересуются его потребностями и проблемами, не уделяют внимания его развитию и воспитанию. Ребёнок вынужден рано становиться самостоятельным, но, не имея положительного примера и чётких границ, может пойти по плохому пути (зависимости, асоциальное поведение). Подобный стиль воспитания наблюдается в неблагополучных семьях, хотя может быть и в семье, где родители заняты только друг другом, собственными отношениями и своими проблемами. Взрослея в дефиците любви, тепла и внимания, ребёнок становится взрослым, не умеющим строить личные отношения и стремящимся любым путём получить свою долю любви, что делает его лёгкой добычей манипуляторов.

Дом № 3. Хаотичный стиль воспитания

У родителей отсутствует единство требований и последовательность в воспитательном воздействии. Они не имеют чётких критериев оценки поведения ребёнка, ясных и понятных требований, или они меняются в зависимости от ситуации или настроения родителей. В подобной атмосфере ребёнок теряется, начинает подстраиваться и хитрить. Заметив разногласия в воспитательных методах родителей, он учится лавировать и манипулировать. Ссоры и конфликты родителей создают нестабильную обстановку в семье, вызывая у ребёнка невротические признаки. Он становится тревожным, агрессивным, импульсивным, эмоционально нестабильным, что затрудняет социальную адаптацию.

Дом № 4. Гиперопекающий стиль воспитания

Родители настолько внимательны и заботливы, что полностью лишают ребёнка самостоятельности. Они постоянно находятся рядом, всё за него решают, предугадывая желания и защищая от проблем и стрессовых ситуаций. Привыкая к этому, ребёнок перестаёт проявлять инициативу и активность, не осознаёт свои потребности, в сложных ситуациях теряется и ощущает беспомощность. Родители даже не осознают, что, избыточно опекая ребёнка, они тормозят его развитие. В таких условиях ребёнок вырастает неприспособленным к жизни в социуме. Он долго остаётся зависимым от помощи и мнения родителей, а порой так и не устраивает свою личную жизнь.

Дом № 5. Авторитарный стиль воспитания

Родители постоянно контролируют жизнь ребёнка, подавляя его инициативу и не учитывая его потребности и желания. Они используют жёсткие меры воздействия — запреты, физические наказания, игнорирование и ограничения, так как стремятся добиться полного послушания и покорности. Дети растут неуверенными в себе, невротизированными и неуверенными не умеющими строить отношения и адекватно проявлять эмоции. Обиду на родителей они вымещают в среде ровесников, становясь конфликтными и агрессивными.

Дом № 6. Либерально — попустительский стиль воспитания (гипоопека)

Ребёнок растёт в атмосфере вседозволенности, отсутствия правил, требований и границ. Он действует только по собственным желаниям, не зная слов «Надо» и «Нельзя». С одной стороны, это даёт ему возможность проявить себя и свои способности, устанавливать дружеские и партнёрские отношения со взрослыми. С другой стороны, ребёнок не осознаёт границ личности, позволяет себе некорректное отношение к старшим, не учитывает потребности других людей. Попустительский стиль воспитания мешает ребёнку выработать эффективные механизмы взаимодействия в социуме, но позволяет ему проявить творческие способности. Собственно, такой стиль чаще всего встречается именно в семьях творческих людей.

Совпало?