Девушка, 25 лет обратилась на терапию из-за регулярных навязчивых мыслей. Ее навязчивости возникали в основном в темах коммуникаций. Она не чувствовала себя комфортно в незнакомом ей обществе. Ей казалось, что все думают о ней плохо. В ее субъективной реальности бесконечно продолжались диалоги с самой собой, разыгрывались различные ситуации как должно было бы произойти в идеальном варианте.

Но факты, которые она мне сообщала никак не состыковывались с реальностью. К примеру, она думала, что охранник в супермаркете подозревал ее в нечестных помыслах. На мой вопрос как она об этом узнала, она отвечала, что она на сто процентов уверена в этом. Все факты, которые она приводила в доказательство своей концепции, однозначно интерпретировались ею как негативное восприятие другими людьми. Порой это начинало походить на бред.

Ловушка своих фантазий

Все мои попытки «восстановить реальность» не приводили к успеху. И это неудивительно. Мир и картина мира – это не одно и то же. Человек в такой ситуации оказывается в плену своих проекций и не способен замечать реальные факты. Он находится в ловушке своих фантазий о реальности, искажая, подстраивая реальность под свои образы ее.

Мозг высокоинтеллектуального человека способен «обыграть» любого, кто попытается предложить альтернативные способы видения происходящего. Навязчивые мысли – это симптом. Он возникает из энергии непроявленных, непереживаемых эмоций, которая накапливаясь, трансформируется в навязчивости.

Когда агрессия под запретом

В ее семье – семье преподавателей – существовало много социальных правил, сильно ограничивающих агрессию. Зато семейная атмосфера была пропитана стыдом и страхом. Как правило эти чувства, поддерживают рамки социально «правильного» поведения и «убивают» агрессию. В ее семье злость была под запретом, а злость играет важную роль в организации контакта. Она помогает нам выстроить свои личные границы и защитить их, отстоять свои потребности, защитить свои интересы. Моя клиентка оказалась в ловушке детско-родительских паттернов поведения.

Для того, чтобы выйти из этой ловушки, необходимо изменить свое поведение. Иногда это получается достаточно быстро. Клиент начинает осознавать свои проблемные механизмы коммуницирования и, с помощью психолога, начинает экспериментировать с новыми формами поведения, получая тем самым новый опыт, и вырывается из коммуникационной ловушки, приносящей ему дискомфорт.

Путь это непростой, но он того стоит! Любите себя – не бойтесь получить помощь профессионала.