Эмоциональное поле клиента

Эмоциональное поле клиента – это эмоции, которые испытывает клиент в моменте и в которые попадает консультирующий его психолог. 


Очень интересная штука, скажу я вам. Я могу начать испытывать злость, раздражение, боль, обиду, страх и даже панику, общаясь со своими клиентами. И это совсем не про меня! Тогда я начинаю разделять — мои это чувства или нет. 

Недавно на сессии я испытала настоящую панику! Страх был таким сильным, что я не смогла пошевелить ни рукой, ни ногой. Клиент был разговорчивым, и пока он говорил, я вытаскивала себя из этого состояния. Говорила себе, что внизу охрана, что в коридоре люди, что клиент всегда был спокойным, эпатажным – да, но не буйным. И что я справлюсь.


А потом стала анализировать, чего же так сильно сейчас боится мой клиент. Оказалось, что я, проверяя свои гипотезы, коснулась очень болезненной для него точки, тем самым, попала в цель, и клиент не на шутку перепугался. Его страх был неосознанным, и он стал выстраивать лингвистические конструкты, уводя меня в философию, в марксизм, в софистику. Сработал его защитный механизм – замещение. 


Еще был случай, когда я чувствовала сильную злость. Впоследствии выяснилось, что клиентке не нравилось то, что я задаю вопросы, которые ее бесят. Такое бывает, когда человек сам себе боится в чем-то признаться, а тут об этом нужно говорить постороннему человеку. И все идет не по ее плану, не так, как хочет она. И это ее злило. Сработал ее защитный механизм, и она стала маленькой капризной девочкой, которая требовала много внимания. И добивалась она этого так, как научилась в детстве — агрессировала.


Эмоциональное поле дает мне многое для работы, для понимания что же на самом деле испытывает клиент, и чем вызваны эти эмоции.

Порой разобраться в этом самостоятельно сложно, и я выношу этот вопрос на супервизию. 


Очень важно понимать и отражать эмоции, которые испытывает клиент. Гнев, злоба, агрессия вызваны обидой, болью, страхами. Последние, в свою очередь, вызываются незакрытыми потребностями человека: отсутствие внимания, понимания, признания, принятия, и др. А уже потребности исходят из глубинного убеждения, которое формируется в детстве, например, я никчемный, я беспомощный, я какой-то не такой.


На терапии такие дисфункциональные глубинные убеждения сначала расшатываются, а затем меняются на функциональные: я сильный, я разный, я многое могу, я личность! Функциональные глубинные убеждения вызывают иные потребности: добиваться поставленных целей, создавать семью, делать карьеру и все это идет от интереса и желания, а не для того, чтобы доказать кому-то. 


Такие потребности вызывают уже совсем другие чувства: радость, любовь, восторг, счастье. А какие эмоции чаще всего испытываете вы?

Автор

Светлана Вакуленко
Светлана Вакуленко
После обучения в институте по специальности психолог я продолжила обучение по направлению Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и обучение Системной семейной терапии, телесно-ориентированной терапии. Прошла обучение и в других направлениях психологии, такие как Метафорические ассоциативные карты, работа с психосоматикой и много других интересных мне направлений.
Светлана Вакуленко - семейный психолог, КПТ-терапевт
Для нас важно создать безопасные условия и доверительные отношения с клиентом. Мы сможем помочь, когда Вы столкнулись со сложной ситуацией и самостоятельно решить  проблему не можете